середу, 1 жовтня 2008 р.

Душегубы на Петра Запорожца

Эта трагическая история произошла в 2006 году. Но уверен, что актуальность этой истории не пропала. Некоторые СМИ готовы были опубликовать эту историю. Однако, мне не хотелось называть фамилии участников, так как этот беспредел был не достаточно задокументирован. В итоге, я отложил публикацию... Это история про то, как наша медицина может погубить человека.

Про халатность, равнодушие, «квалификацию» мед персонала.  Про «бесплатность» нашей медицины.  Про то, как опасно тяжело больному человеку остаться одному в больнице. Про то, как неправильная диагностика и игнорирование больных может привести к смерти.

Я надеюсь, что эта история поможет кому-то избежать трагедии, попав в больницу самому или, если попал кто-то из родственников.

Больница на ул. Петра Запорожца - это киевкая ГОРОДСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА №3.

И так...

Дело было в марте 2006 года. Стало моей бабушке плохо, а именно: высокое давление, нарушение речи, прихрамывание на праву ногу, нарушение координации правой руки. Тетка (дочка бабушки) сразу же вызвала скорую.  Врач скорой помощи констатировал повышенное давление и вколол лекарство, понижающее давление. Тетка настояла на госпитализации, и уже через 10-15 минут бабушка с теткой сидели в приемном отделении больницы на Петра Запорожца (не БСП).  Прибыли тетка с бабушкой в больницу в часов 10 утра, а осмотр в приемном отделении состоялся аж через несколько часов.

Тетка, будучи врачом, четко описала симптомы, выразила подозрение на инсульт и попросила определить бабушку в неврологическое отделение. Также, во время осмотра тетка сказала врачу, что бабушка инсулинозависимый диабетик, рассказала, чем бабушку нужно колоть и сообщила, что ампулы с инсулином (формасулин) находятся у бабушки.  Врач приемного отделения отказался принять бабушку в неврологическое отделение, мотивируя это тем, что он не видит признаков инсульта. Бабушку в итоге положили в терапевтическое отделение.

На следующий день, в воскресение в 11 часов, я пошел проведать бабушку.  Когда я зашел в палату, бабушка спала. Я положим продукты для бабушки в тумбочку и сел рядом. Думаю, подожду, пока бабушка проснется.  Пока ждал, бабушкины соседки по палате  начинают рассказывать мне, что, бабушке похоже очень плохо, она не разговаривает, сама не кушает, не может рукой держать ложку, ходит очень тяжело - ее поддерживают. Спрашивали, так ли она ведет себя всегда.  Тут я понял, что что-то не то, и надо поговорить с медперсоналом.  Пошел на пост. На посту была медсестра. Я начал расспрашивать, какие лекарства  назначили, что давали и кололи вчера вечером, сегодня утром. Выяснил, что кололи, только то, что назначил врач скорой помощи. А назначение (курс лечения) должен сделать лечащий врач, который появиться только в понедельник. Но самое ужасное было то, что бабушке не кололи инсулин, а это ж опасно диабетической комой! Вот приблизительный диалог, который у нас состоялся, после того как я узнал, что про инсулин вроде как никто и не знает:

Я: «Почему не кололи инсулин?»
Медсестра: «Не назначил врач. Мы не знаем, что и сколько колоть. Без назначения врача я не могу колоть.»
Я: «Давайте сюда врача.»
Медсестра: «Лечащего врача нет, но есть дежурный врач, который где-то ходит.»

Дежурный врач был врачом из реанимации.
Я: «Мне все равно, какой врач. Давайте мне любого врача, который может назначить инсулин.»

Пока медсестра приглашала врача, звоню домой тетке выяснять, когда и какие дозы инсулина колоть. Тетка в шоке, говорит, что она говорила несколько раз про инсулин и даже убедилась, что в субботу вечером медсестра все-таки уколола инсулином бабушку.

По ходу разговора со мной медсестра все-таки подтверждает, что знала, что у бабушки есть формасулин и что бабушку все-таки кололи.  На мой вопрос, а почему же тогда они не кололи утром, или хотя бы не поинтересовались у врачей про назначение инсулина, они ответили, внимание, «но нигде не было написано, что у бабушки диабет.»  Бред!

Но факты остаются фактами. Врачу в приемном отделении сказали (даже несколько раз), что у бабушки диабет и она инсулинозависимая. Медсестре сообщили, что у бабушки диабет и ее нужно колоть инсулином, более того медсестра все-таки уколола (так она сказала тетке) бабушку инсулином вечером в день поступления бабушки в больницу.  Тем не менее, весь мед персонал об этом банально и халатно забыл.

Между тем, пока разбирались с назначениями и ждали врача, я бегал между палатой бабушки и мед постом. Я заметил, что бабушка проснулась, но не узнает меня, лежит, молчит, вся бледная. Тут я понял, что действительно дела плохи. Я побежал к медсестрам ускорять  поиск врача, позвонил маме и тетке, чтоб выезжали в больницу.

Появился дежурный врач. Я описал врачу ситуацию, медсестры сказали ему, что и сколько нужно колоть бабушке, т.е. дозу формасулина. Но врач отказался давать добро на укол формасулина. Сказал, что не знает уровень сахара бабушки, ее общее состояние. Врач вызвал лаборанта, чтоб тот взял анализ мочи для определения уровня сахара. Анализ этот они взять не смогли, так как бабушка почти ничего не кушала и не пила тем утром. Вместо мочи взяли кровь.

На вид бабушка вела себя неадекватно, и пока делают анализы, я попросил врача осмотреть бабушку. Врач попытался поговорить с бабушкой, померил давление, и задал мне ряд вопросов. Вот приблизительный диалог, который у меня состоялся с врачам:

Врач: «С чем поступила бабушка?»
Я: «Я ее не привозил, но насколько мне рассказали мама и тетка, у бабушки было высокое давление, 240 на сколько то там, и, вроде, как инсульт.»
Врач (дословно): «С инсультом она тут не лежала бы...»
Врач: «Когда ты последний раз видел бабушку? В каком она была состоянии?»
Я: «Видел бабушку неделю тому назад. Бабушка вела себя, как обычно -- ходила, общалась... нормальная жизнедеятельность.»
Врач: «Какое у бабушки нормальное давление?»
Я: «Я не знаю, но точно не 120/80.»
Врач: «Был ли когда-то у бабушки инсульт?»
Я: «Кажется был, но давно.»
Врач: «Что бабушка полностью восстановилась?»
Я: «Думаю да, руки, ноги у бабушки работали нормально, речь - также.»
(У бабушки действительно был инсульт лет 20 тому назад. Временно были проблемы с речью, но потом все восстановилось.)
Врач: «Зови кого-то кто может мне точно ответить.»
Я: «Мама уже в дороге. НО ЕСЛИ ВАМ НУЖНО УТОЧНИТЬ ОТВЕТЫ, ЕСЛИ ЭТО КРИТИЧНО, Я ПРЯМО СИЮ СЕКУНДУ ПОЗВОНЮ И ВАМ ЛИЧНО ВСЕ РАССКАЖУТ...»
Врач: «Чего я буду это... по телефону говорить...»

Развернулся и ушел.

Мне до сих пор не ясно, почему врач отказался от уточнения, ведь по всем признакам была критическая ситуация...

Этот врач, как я потом понял, задавал те вопросы, которые нужно было задавать за день до этого в приемном отделении.  Если эти и другие вопросы задал врач в приемном отделении, я уверен, трагедии можно было избежать.

Тем временем, сделали анализ на сахар. Сахар оказался в норме. Похоже, врач понял, что у бабушки инсульт и дал указание везти ее в реанимацию.

Пока мама ехала в больницу, тетка вызывала знакомого врача - главного врача терапевтического отделения одного медицинского учреждения.  Так как врачам больницы  на Петра Запорожца - ноль доверия, нам нужен был врач, который мог вникнуть в курс дела и, которому мы могли доверять.

Большое спасибо этому человеку.

Мама приехала к моменту, когда бабушку забирали в реанимацию.  Нужно было настойчиво подгонять санитаров и нянечек для того, чтоб они наконец-то забрали бабушку в реанимацию. Странно, но именно я помогал бабушке перелечь с койки на каталку. Пришлось бабушку поднять, чтоб она легла на каталку.

Почему санитары и медицинские работники не организовали самостоятельно перенос или перевод бабушки с койки на каталку? Ведь именно санитары должны знать, как правильно перекладывать больных в таком состоянии, пересаживать, переносить... Я не уверен, что такие больные как моя бабушка могут становиться вертикально.

Пока мама контролировала, как бабушку переводили в реанимацию, я поехал встречать тетку и ее знакомого врача.

Когда мы (я, тетка, знакомый врач) приехали, то мама (которая все это время была возле  реанимации) сообщила нам, что врач хочет сделать бабушке пункцию спинного мозга для того чтоб выяснить какой у бабушки инсульт - ишемический или гемморрагический. Тетка со знакомым врачом пошли беседовать с врачом реанимации, уточнять диагнозы, решать делать пункцию или нет. Сделали пункцию и выяснили, что у бабушки ишемический инсульт.  Ишемический инсульт - это инсульт, при котором тромб блокирует кровообращение части головного мозга.

Врач расписал курс лечения, мы сразу же все купили.  Ну, и, естественно, нужно было дать ... врачу для должного ухода за бабушкой.

Вообще странно, когда врач берет деньги у врача - коллега у коллеги. Никакой солидарности. И взял врач при этом по полной программе.

В течение следующих нескольких дней дежурили у бабушки по сменам - то тетка, то мама. Конечно же, приходил я и брат.

В реанимации за больными следили немного лучше (в терапии вообще не следили), поэтому дежурили только днем.  Тем не менее, когда тетка и мама делали бабушке гигиенические процедуры, обнаружили, что у бабушки на спине пролежни.

Насколько мне известно, в Киеве есть мед учреждения, в который пролежень у больного - это ЧП, за которое санитаров или нянечек могут уволить. А тут полный - пофигизм и никакой ответственности.

Так как в реанимации не разрешали оставаться на ночь и хоть как-то следили за больными, мы дали ЕЩЕ для того, чтоб бабушка оставалась в реанимации.  Врач согласился и сказал, что бабушка будет оставаться в реанимации до того момента, когда ее можно будет выписывать домой.  Мы обрадовались.  А зря. Спустя 5 дней, не смотря на обещание, нам сообщили, что бабушку нужно переводить в неврологию.  А когда мы начали сопротивляться, то врачи пригрозили, что бабушку переведут по любому, но при этом есть риск что бабушка вообще будет лежать в коридоре.

Я уже не говорю о врачебной солидарности (врач врачу приплачивает), но это банальная подлость -  договориться, пообещать и не сделать. Вот какие у нас «моральные» врачи!

Пришлось согласиться.  Мы дали ЕЩЕ для того, чтоб бабушку разместили в 2-ух местную палату для ветеранов.

Теперь маме и тетке приходилось дежурить круглосуточно.  Что характерно, все равно приходилось пинками подгонять медсестер и нянечек, чтоб те вовремя делали процедуры.

Бабушкино состояние оставалось стабильно тяжелым. Я до сих пор не знаю, насколько бабушка адекватно воспринимала реальность, насколько понимала, что с ней происходи, насколько понимала, когда к ней обращались. Кушать, как правило, отказывалась, кушала в основном тогда когда я или брат кормили ее.  Поэтому пришлось кормить бабушку через зонд.

На 11 день пребывания в больнице состояние бабушки резко ухудшилось, ее отвезли в реанимацию и уже не смогли спасти.

Выводов несколько.

Мед персоналу на Петра Запорожца наплевать на больных и на их родственников.  Даже когда даешь им...

Мед персонал ничего не бояться, ни за жизнь и здоровье больных, ни родственников, ни моральной ответственности, ни уголовной.

Если мед персонал считает себя несчастными, обиженными, низкооплачиваемыми, то идите с больницы, не губите людей, не подвергайте больных риску.  Киев большой - работы в разных сферах много. Но если вы решили работать, то работаете на все 100%, лечите, бегайте, суетитесь, следите за больными, переживайте.

Зачем нужны такие больницы, где людей могут загубить? Зачем нужна больница на Петра Запорожца?